При покупке автомобиле люди обращают внимание не несколько факторов. Немаловажную роль в этом играет тип трансмиссии, которая установлена на машину. Большинство современных автомобилей оснащаются механической либо автоматической КПП, каждая из которых обладает как достоинствами, так и недостатками.
Прежде чем определиться с тем, какую коробку передач выбрать, необходимо рассмотреть особенности каждой из рассматриваемых КПП. «Механика» (или «ручная») отличается тем, что переключение передач производится вручную без использования электроники или минимальным ее участием.
МКПП в основном устанавливаются на автомобили бюджетного класса. Однако современная тенденция такова, что все большее число новых машин оснащается автоматической коробкой. Причины такой популярности обусловливает разница МКПП и АКПП.
В конструкции «механики» предусматриваются два вала, один из которых принимает на себя вращательный момент, создаваемый запущенным двигателем, а второй соединяется с карданом. Эти два элемента после включения мотора вращаются непрерывно. Переключение передач в МКПП производится за счет смены шестерней, отличающихся разным диаметром. Последнее обстоятельство и приводит к тому, что каждая из них передает разное усилие.
Сказанное объясняет, почему на бездорожье рекомендуется ездить на низких передачах. Дело в том что в этот момент соединяются маленькая шестерня, расположенная на ведущем валу (соединен с коленвалом двигателя), с большой на ведомом. Благодаря этому возникает повышенная тяга. Переключая скорости, водитель тем самым изменяет диаметр задействованных шестеренок.
На последних передачах возникает обратная ситуация. В этом случае ведущей становится большая шестерня, а ведомой — маленькая. Из-за такой особенности получается, что при сохранении прежнего количества оборотов двигателя, автомобиль может передвигаться на разных скоростях.
В отличие от автоматической КПП переключение передач в механической осуществляет человек. То есть водитель, двигая рычаг коробки, меняет порядок задействованных шестерней. Происходит это за счет перемещения штоков в КПП. Эти детали двигают муфты, которые блокируют соответствующие шестерни на обоих валах. Вследствие описанных процессов на вторичный вал передается вращательный момент, создаваемый мотором. Происходит это тогда, когда сцепляются между собой обе шестерни (ведущая и ведомая).
Выбирая автомобиль с МКПП или АКПП, рекомендуется сначала оценить достоинства и недостатки обеих коробок передач. К плюсам первой относится следующее:
1. Управление механической КПП кажется неопытному водителю сложной задачей. Однако в действительности, зная принцип работы этой коробки передач, проблемы с «механикой» обычно не возникают. Автомобилисты даже без опыта управления машины с МКПП смогут проехать на механической коробке.
2. Механическая КПП при правильном использовании позволяет существенно снизить скорость расхода топлива в сравнении автоматической. В частности, этого можно добиться, если включить нейтральную передачу при движении вниз со склона (данное действие запрещено ПДД).
3. МКПП потребляет меньше масла. В среднем автоматические коробки передач в автомобилях потребляют от 6 до 10 литров смазочного материала, когда как механические — около 3 литров.
4. Механические КПП в сравнении с автоматической отличаются более простой конструкцией. Благодаря этому ремонт и обслуживание первых обходится значительно дешевле. Причем со временем водители сами могут научиться обслуживать «механику», не прибегая к помощи сторонних автоинженеров.
5. Момент для переключения передачи в МКПП определяет водитель. За счет этого можно добиться того, что автомобиль будет быстрее разгоняться с места. Автоматическая КПП переключает передачи только на определенных (но не всегда оптимальных для ускорения) оборотах двигателя.
6. Механические КПП лучше переносят сильные морозы. Обусловлено это меньшим количеством масла, которое заливают в такие коробки. Чем ниже объем материала, тем меньшее сопротивление испытывают детали КПП, если смазка загустевает.
7. Автомобили с «механикой» лучше справляются с пробуксовкой. Если ехать на «автомате» в подобных условиях, то коробка передач сравнительно быстро перегревается из-за резко возросших нагрузок.
Среди основных минусов МКПП выделяют то, что водителям нужно время, чтобы довести переключение передач до автоматизма. «Автомат» в данном случае предпочтительнее. Из-за этого у неопытных водителей возникают трудности. А некоторые автомобилисты, неправильно переключая передачи, выводят из строя сцепление, ремонт которого обходится сравнительно дорого.
Также автоматические КПП предпочтительнее механических еще и потому, что такие коробки переключают передачи в оптимальный момент. Ряд автомобилистов выполняют данную операцию в тот момент, который считают наиболее подходящем. Из-за этого возможно возникновение так называемой «перегазовки», повышающей износ и, как следствие, сокращающая срок эксплуатации двигателя.
Автоматическая КПП обеспечивает более комфортное управление автомобилем за счет того, что избавляет водителя от необходимости постоянно выжимать сцепление и переключать передачи. Но при этом данная коробка не обеспечивает полный контроль над машиной.
Автоматическая КПП конструктивно имеет массу отличий от механической. В первой за переключение передач отвечают гидротрансформатор и редуктор. В зависимости от того, повышаются либо снижаются обороты двигателя, меняется давление масла в АКПП. Вследствие этого происходит автоматическое переключение передач на соответствующую ступень (верхнюю либо нижнюю).
Принцип работы АКПП определяется еще при сборке коробки. Ряд изделий этого типа включает следующую передачу, когда число оборотов двигателя достигает 5-6 тысяч, и предыдущую — если опускается до 1,5 тысячи. Данный параметр меняется в зависимости как от коробки, так и от автомобиля, на который та установлена. В сравнении с механической КПП автоматическая благодаря описанным особенностям уменьшает общую сумму затрат, идущих на обслуживание машины.
Процесс переключения передач в данной коробке происходит автоматически и с минимальным участием бортовой электроники. Этот процесс протекает плавно, благодаря чему автомобилист не ощущает толчков, возникающих при наборе скорости. При управлении машины с механической (или роботизированной) КПП иногда беспокоят подобные явления. В указанных коробках шестерни резко блокируются, что и приводит к возникновению толчков во время быстрого набора скорости.
Среди достоинств автоматической КПП можно выделить следующее:
1. Современные автоматические коробки передач на 5-8 скоростей помогают добиться того же ускорения, что и механические.
2. Некоторые версии АКПП при равных остальных параметрах обеспечивают меньший расход топлива в сравнении с МКПП.
3. «Автомат» упрощает управление двигателем, так как водителю не нужно нажимать еще одну педаль и постоянно менять положение рычага КПП.
4. «Автомат» увеличивает эксплуатационный ресурс двигателя, предупреждая возникновение «перегазовки.
Указанные достоинства характерны лишь для некоторых моделей АКПП. Большинство «автоматов» не обеспечивают лучшие показатели динамики разгона и топливной экономичности в сравнении с «механикой» (при равных остальных показателях типа мощности двигателя, количества скоростей и так далее). Обслуживание АКПП обходится дороже из-за того, что в эту коробку приходится заливать больше масла. Зимой данная особенность заставляет владельцев автомобилей тратить много времени на прогрев двигателя.
Кроме того, автоматические КПП стоят дороже. В среднем за автомобили с «автоматом» приходится переплачивать 30-50 тысяч рублей.
Между механической и автоматической КПП довольно существенная разница. Первая устанавливается в основном на недорогие автомобили либо на начальные версии машин среднего класса. Механическая КПП обеспечивает полный контроль над транспортным средством. Водитель сам решает, в какой момент нужно переключать передачи. Благодаря этому сокращается время разгона с места и повышается топливная экономичность.
Автоматическая КПП подходит для тех автомобилистов, которые привыкли ездить с комфортом. Такие коробки не требуют ручного переключения передач (все происходит автоматически). Однако автомобили с АКПП, как правило, медленнее разгоняются, чем машины с аналогичными характеристиками, но оснащенные «механикой». Эти коробки дороже в обслуживании. Зимой машины с АКПП доставляют больше проблем, так как требуют продолжительного прогрева. Помимо этого, за транспорт с «автоматом» приходится переплачивать несколько десятков тысяч рублей.
Горячая линия
8 (987) 029 81 47Благодарим за обращение
Ваша заявка принята
В ближайшее время наш менеджер свяжется с Вами для уточнения деталей
Благодарим за обращение
Ваша заявка принята
В ближайшее время наш менеджер свяжется с Вами для уточнения деталей